"Ехали медведи на велосипеде..." Корней Иванович Чуковский
В детства многим из нас родители подарили двух- или трехколесного друга, о котором после взросления люди почему-то о нём забывают. А ведь это самый популярный вид транспорта в мире! Сегодня вы узнаете самые удивительные факты про велосипеды.
Велосипед - это механическое транспортное средство, управляемое человеком, обычно с педалями, сиденьем, двумя колесами и рамой.
По всему миру можно насчитать свыше одного миллиарда велосипедов!
Велосипеды используются людьми (и даже животными) для передвижения, отдыха, соревновательных гонок, велопоходов, курьерской доставки и ряда других задач.
В велосипедах обычно используется цепь для передачи крутящего момента на заднее колесо.
Некоторые велосипеды оснащены подвеской. Это особенно распространено в горных велосипедах, где они используются, чтобы помочь справиться с вибрацией, вызванной неровными поверхностями.
Дорожные велосипеды, как правило, имеют более тонкие шины, накачанные до более высоких давлений, чем у горных велосипедов, и используют преимущества более гладких поверхностей, которые обычно обеспечивают асфальтированные дороги.
Различные типы тормозов включают в себя ободные тормоза, внутренние ступичные тормоза и дисковые тормоза.
Самым ранним видом велосипеда была деревянная доска, закрепленная на двух колесах с подушкой для сидения, изобретенная графом Меде де Сивраком в 1790 году.
В 1800 году, изобретатель-механик с Урала, Ефим Михеевич Артамонов (1776-1841) придумал, как облегчить вес повозки-самоката за счёт уменьшения количества колёс с четырёх до двух. Можно считать, что этот человек придумал и сконструировал прообраз велосипеда – первого в мире педального двухколёсного самоката, весившего порядка 60 килограмм.
По долгу службы (он работал на пристани, где строились баржи) ему часто приходилось пешком проходить значительное расстояние. Возможно это обстоятельство и послужило главной причиной для воплощения идеи велосипеда на практике. За это изобретение механик сперва получил не награду, а порку плетьми за то, что тайно и самовольно соорудил эту конструкцию.
Легенда гласит, что крепостной Артамонов на своём изобретении совершил успешный пробег из уральского посёлка Верхотурье в Москву, преодолев свыше 2 тысяч вёрст. Инициировал это мероприятие его хозяин, хотевший удивить Александра I «диковинным самокатом». За своё изобретение Артамонов и вся его семья получили вольные. Выходит, этого русского человека можно по праву назвать первым велосипедистом в мире!
В 1817 году немецким бароном Карлом Дрезом Зауэрбронном это изобретение было усовершенствовано. Он добавил руль, который позволял управлять его движением. Двухколесное устройство без педалей приводилось в движение толканием ног о землю. Его конструкция стала известна как дрезина или модная лошадь, но ее быстро заменили более продвинутые дизайны для велосипедистов с трансмиссией с педальным приводом.
Оба эти устройства приводились в движение ногами гонщика на земле.
После этого француз Пьер Мишо и Пьер Лаллеман решили поставить кривошипный диск с педалями на переднее колесо.
Поскольку у такого переднеприводного велосипеда диаметр колеса был очень большой, для того, чтобы на нём мог покататься ребёнок, требовалась помощь отца или взрослого человека.
Первый велосипед с задним приводом был создан шотландским кузнецом Киркпатриком Макмилланом в 1839 году.
Первые велосипеды были прозваны костетрясами. Они получили это название, потому что ездить на них было неудобно.
«Пенни-фартинг», ранний тип велосипеда, в котором переднее колесо было значительно больше заднего. Название происходит от старых британских монет Пенни и Фартинга, которые сопоставляют в пропорции как большое и маленькое колесо.
Три самых известных типа велосипедов в первые 40 лет велосипедной истории - французский «Boneshaker», английский «Пенни-фартинг» и «Rover Safety».
Первый коммерчески продаваемый велосипед «Boneshaker» (костетряс) весил 80 кг, когда он появился в продаже в 1868 году в Париже. Слово «велосипед» появилось лишь в 1868 году.
Одним из важнейших открытий в истории велосипеда стала пневматическая шина. Это изобретение было сделано Джоном Бойдом Данлопом в 1887 году.
До того, как слово «байк» стало популярным (происходит от французского слова «bicyclette»), велосипеды обычно называли «велосипедами».
Велосипеды способствовали процессу эмансипации женщин. Так, благодаря им в 1890-х в моду вошли женские шаровары, что освободило женщин от жёстких корсетов и прочей сковывающей одежды.
Велоспорт стал очень популярным в начале 1920-ых годов, когда велосипедные клубы и гонки завоевали популярность в крупных городах.
Велосипеды были впервые завезены в Китай в конце 1800-х годов. В наше время, здесь насчитывается свыше 500 миллионов велосипедов.
Популярный горный велосипед типа BMX был создан в 1977 году, как более дешевая альтернатива мотокроссу. Сегодня их можно найти по всему миру.
В 1974 году компании стали массово выпускать велосипеды из титана, а с 1975 — из углепластика.
В 1983 году был придуман велокомпьютер. С начала 1990-х стали ставить системы индексного переключения скоростей.
В 2012 году в Англии и Уэльсе было официально зафиксировано 482 000 краж велосипедов.
Ежегодно выпускают свыше 100 миллионов велосипедов.
Более 90% из всех поездок на велосипеде короче 15 километров.
В период 1884—1888 гг. Томас Стивенс на пенни-фартинге совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде (Сан-Франциско — Иокогама). Дистанция которую он проехал, составила 21726 км.
Фред А. Бирчмор, в возрасте 25 лет, в 1935 году совершил кругосветное путешествие на велосипеде. Весь путь через Европу, Азию и Соединенные Штаты прошел занял около 41000 км. Остальные провёл в путешествии на лодке. Он износил семь комплектов шин.
5% от всех поездок в Великобритании совершается на велосипеде.
В Соединенных Штатах этот показатель ниже 1%. Однако, 10% рабочего населения Нью-Йорка ежедневно ездят на велосипедах.
Европейцы ездят на велосипедах в городах гораздо чаще - в Италии 5% всех поездок на велосипеде, 30% - в Нидерландах.
Семь из восьми человек в Нидерландах старше 15 лет имеют велосипед.
36% рабочего населения Копенгагена ежедневно ездят на велосипедах, и только 27% водят машины. В этом городе велосипеды можно взять напрокат бесплатно.
40% всех поездок в Амстердаме осуществляется на велосипеде.
Велосипеды могут иметь более одного седла. Самая популярная конфигурация - двухместный тандемный велосипед, но рекордсмен - велосипед длиной 21 метр, которым управляли 35 человек.
Самая быстрая измеренная скорость движения велосипеда по ровной поверхности составляет 133,75 км/ч.
В 2001 году Хавьер Сапата (Колумбия) проехал на велосипеде по 1200 ступеням центральной башни Парка в Венесуэле.
В 2011 году австрийский велогонщик Маркус Штёкль спустился на велосипеде вниз по склону вулкана. Он достиг скорости 164,95 км/ч.
Наибольшая скорость, достигнутая на велосипеде, который двигался по ровной местности с помощью автомобиля, который устранял турбулентность ветра, составила 268,83 км/ч. Этот рекорд был установлен Фредом Ромпельбергом (Нидерланды) в 1995 году на Бонневильской соляной равнине (штат Юта, США).
У самого маленького велосипеда, когда-либо сделанного, есть колеса размером с серебряные доллары.
Ежегодно из каналов Амстердама вылавливают 12000-15000 велосипедов.
Стоимость обслуживания велосипеда в течение 1 года в 20 раз дешевле, чем для одного автомобиля.
Электровелосипеды очень популярны, потому что они делают ежедневные поездки намного легче.
Одно парковочное место способно вместить от 6 до 20 припаркованных велосипедов.
Ежедневная 16-километровая поездка сжигает 360 калорий, экономит бюджет и спасает окружающую среду от 5 кг выбросов углекислого газа, производимых автомобилями.
Велосипеды более эффективны в преобразовании энергии для путешествий, чем автомобили, поезда, самолеты, лодки и мотоциклы. Та же самая энергия, которая расходуется на ходьбу, может быть использована велосипедом для увеличения скорости в 3 раза.
Энергия и ресурсы, которые используются для создания одного автомобиля, могут быть использованы для создания 100 велосипедов.
Велосипеды-тандемы предназначены для езды двух или более людей.
Хотя у одноколесных велосипедов (одно колесо) и трехколесных (три колеса) нет двух колес, их тоже называют «велосипедами».
Энергия, которую требуется затрачивать при езде на низких и средних скоростях, примерно равна энергии, необходимой для ходьбы.
Для эффективного использования педалей велосипедисты используют высокую передачу при спуске, среднюю передачу на ровных горизонтальных поверхностях и пониженную передачу при подъёме в гору.
В Европейском патентном ведомстве имеется более 96000 патентов, связанных с велосипедами. К ним относятся около 20 устройств, позволяющих велосипедисту тренировать собаку во время езды на велосипеде.
Ежегодно в мире производится около 100 миллионов велосипедов.
За последние 30 лет услуги по доставке на велосипедах превратились в важную отрасль, особенно в городах, где курьеры заслужили репутацию благодаря своим навыкам в области скоростных и транспортных перевозок.
Орвилл и Уилбур Райт, братья, которые построили первый летающий самолет, управляли небольшой мастерской по ремонту велосипедов в Дейтоне, штат Огайо. Они использовали свою веломастерскую для изготовления флаера Райта 1903 года.
Многочисленными сыновьями некоторых нефтяных шейхов в Саудовской Аравии овладело странное тщеславное желание научиться ездить на горном велосипеде по пустыне. Правда, единственными горами в их стране были песчаные холмы. Молодые люди решили покорить по крайней мере их. Для того чтобы они освоили искусство езды на велосипеде, их сверхбогатые отцы наняли 20-летнего британского мастера спорта на велосипедах класса ВМХ Терри Дженкинса. Дженкинс прежде всего должен был научить, как на обычном велосипеде можно перепрыгивать через песчаные холмы. За свою педагогическую деятельность он получал 9000 марок в месяц.
Ежегодно в Великобритании порядка 600 велосипедистов получают травмы от автомобильных дверей.
В Саудовской Аравии женщинам разрешается ездить на велосипеде исключительно в «развлекательных целях».
Английский композитор-романтик Эдвард У. Элгар (1857–1934) называл свой велосипед «Господин Феб».
В 2007 году Роберта Стюарта из Эйра, Шотландия, занесли в реестр сексуальных преступников за сексуальные действия с велосипедом.
Для защиты велосипедистов в Голландии, от штормовых юго-западных ветров, вдоль многочисленных велосипедных дорог были сооружены огромные ветрозащитные заграждения. Они, как стены, защищают велосипедистов. Как только на 360-метровом отрезке дороги под Утрехтом были закончены двухметровые заграждения (затрачен 1 миллион гульденов), ветер на три недели поменялся на северо-восточный. Велосипедисты избегали «защищенных» участков дороги, потому что теперь ветер врывался в мощные заграждения и превращал езду на велосипеде в опасное приключение.
в Гессене полицейский захотел помочь велосипедисту, который наехал на стену и упал без сознания. При этом блюститель порядка споткнулся о бортик тротуара, упал и тоже потерял сознание. Патрульная машина доставила обоих в больницу.
В Голландии запретили служебные поездки чиновников на автомобиле. Правительство решило, что это слишком дорого, и разрешила поездки только железной дорогой, автобусом или на велосипеде. Заметим, что данное распоряжение относилось не только к поездкам внутри города, но и к многодневным поездкам по всей стране. Сперва, чиновникам это не понравилось, но вскоре они обнаружили новое преимущество этого распоряжения: за служебные поездки на собственном велосипеде они имели право требовать деньги за пройденный километраж.
Аэродинамическое сопротивление при езде на велосипеде складывается более чем на 90 % из сопротивления фигуры человека, примерно 6 % дают колеса и 3–4 % – рама. Именно поэтому основное внимание в борьбе за уменьшение аэродинамического сопротивления уделяют не велосипеду, а снаряжению (одежде и шлему) велосипедиста.
Один Биг Мак содержит 565 калорий. Чтобы их сжечь, вам придётся кататься на велосипеде три с четвертью часа.