Подземные мутанты, поезда призраки, крысы размером с собаку — каких только небылиц не сочиняют про московскую подземку. Стоит ли выдумывать скандальные факты, если история московского метрополитена и без того интересна и увлекательна? Здесь вы узнаете удивительные факты про московское метро.
Самую большую путаницу у гостей столицы вызывает станция Смоленская, просто потому что таких станций две: одна на голубой ветке, другая на синей. На первый взгляд не понятно, зачем нужно было делать две станции с одинаковым названием, да ещё и так близко друг к другу. Дело в том, что изначально станция Смоленская была конечно же одна.
Сначала был построен радиус неглубокого заложения от станции Александровский сад после того, как во время войны в тоннель попала бомба, Сталин приказал вырыть радиус глубокого заложения в сторону Киевской. Поэтому появилась новая ветка, а старую станцию забросили вплоть до 50-х годов. Примечательно, что первый входной вестибюль находился ровно посередине между нынешними двумя.
Новинский бульвар был пешеходной зоной, как и все садовое кольцо. Движение происходило по обе стороны от бульвара, а позже его пришлось переделать в широкую трассу, естественно станцию перенесли.
Сегодня в это сложно поверить, но на месте целых трёх станций в самом центре столицы (Тверское, Пушкинское, Чеховское) долгое время вообще не было никакого метро. Ещё с конца 30-х годов существовал длинный перегон между станциями Площадь Свердлова (сегодня Охотный ряд) и станции Маяковская. До Тверской планировали построить сразу две станции: Моссовет (так называлась мэрия в советское время) и Страстная площадь. В 50-е годы этот проект начали реализовывать, но строительство почему-то прекратилось. Станции Пушкинская была открыта лишь в 1975 году, а Тверская в 1979.
Наземные павильоны метро многих исторических станций имели совершенно другой вид. Первые входные вестибюли были выполнены в стиле советского конструктивизма: они были небольшого размера, имели высокие потолки, лаконичный и изящный интерьер. В те далёкие времена руководство не слишком задумывалось о большом пассажиропотоке. Далее некоторые вестибюли метро были полностью реконструированы, а некоторые просто укрыты сверху различными зданиями, иногда довольно уродливыми.
Одна из самых примечательных станций — Киевская. Во-первых, у нее есть настоящий парижский вход выполненный французским архитектором — это точная копия парижских входов в стиле модерна начала 20 века. Ответным подарком москвичей является мозаика под названием "Курочка Ряба", который находится в Париже и украшает парижское метро станции Мадлен.
На Киевской кольцевой станции есть ещё один забавный артефакт: на одной из мозаик подземного вестибюля изображен советский партизан, разговаривающий по мобильному телефону. Он держит iphone, а перед глазами у него стоит ноутбук. Остаётся только гадать, как все эти современные гаджеты попали на мозаичное полотно. Наблюдательные скептики утверждают, что это всего лишь рация и крышка ящика.
Практически с первых лет открытия метро там стали снимать кино. Метро открывается в 1935, а в 1936 станция Охотный ряд уже попала в кадры кинофильма "Цирк". Фильм 1938 года "Новая Москва", который практически до наших дней никому не известен, показывает довольно много сцен внутри станций. Ну а самые популярные сцены советского кино снятые в метро — это "Москва слезам не верит" с участием Людмилы и Сергея. Ну и Чатланское метро из фильма "Кин-дза-дза", где показана обычная шахта московского метро.
Всю историю о метро можно проследить по официальным схемам. Всю информацию о метрополитене можно было увидеть на первых схемах поезда: время работы, интервалы движения, время стоянки и даже расстояние между станциями. Более поздние схемы стали изображать в виде карты, всю подробную информацию удалили, зато добавили картинки основных достопримечательностей.
У московского метро было много нереализованных проектов, практически все архитектурные предложения проходили конкурсный отбор. Сохранилось множество эскизов подземных и наземных вестибюлей всем известных сегодня станций. Многие станции могли выглядеть абсолютно по другому, даже всеми любимых бронзовых скульптур на Площади Революции могло не быть.
Сам архитектор Душкин, по проекту которого строился вестибюль, считал, что статуи слишком громоздкие и будут создавать впечатление тесноты и давки в метро. Как видно великий архитектор ошибался, сегодня эти скульптуры неотъемлемая часть подземного облика Москвы, а заодно и самое магическое место, бьющее все рекорды по количеству загаданных желаний.